Цель: раннее и своевременное выявление речевых нарушений у детей от 1 года до 7 лет. Устранение, компенсация имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием, предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.
Задачи:
-
Диагностическая– динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация.
-
Профилактическая– педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.
-
Коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи.
Перечень программ и технологий
Алгоритм логопедической деятельности
Планирование деятельности с детьми, имеющими ОНР
ОНР I уровня
ОНР II уровня
ОНР III уровня
Обучение
Физическое развитие и здоровье
Речевое развитие
Развитие ребёнка в театрализованной деятельности
1. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. – М.: Айрис-пресс, 2008.
2. «Программа обучения и воспитания с фонетико-фонематическим недоразвитием», Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.. - М.: МГОПИ, 1998.
3. «Программа воспитания и обучения в детском саду», Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С... – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
4. «Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Мазанова Е.В..
5. «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада», Нищева Н.В.. – СБб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
6. В число основных документов, регламентирующих современные задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в МДОУ (группах) для детей с нарушениями речи, входят:
-
Конституция РФ,
-
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
-
Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
-
Типовое положение дошкольном образовательном учреждении»;
-
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
-
Типовое положение о образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста,
-
Письмо министерства образования России N 03-51-5ин/23-03 от 15.01.2002 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»,
-
Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»,
-
Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. N 666 г.Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Опубликовано 24 сентября 2008г.
Этапы
|
Основное содержание
|
Результат
|
1. Организационный
|
- Стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
- Формирование инновационной готовности педагогов МДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
|
- Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребёнку с нарушениями речи в МДОУ и семье.
- Конструирование программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и /или уровень речевого развития.
- Конструирование программ взаимодействия специалистов МДОУ и родителей ребёнка с нарушениями речи.
|
2.Основной
|
- Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.
- Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.
- Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников корреционно-образовательного процесса.
|
- Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии
|
3.Заключительный
|
- Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой деятельности ребёнком (группой детей).
- Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников МДОУ (групп) для детей с нарушениями речи.
|
- Решение о прекращении логопедической деятельности с детьми, изменении её характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической деятельности.
|
- Работа над экспрессивной речью: развитие слухового и зрительного восприятия и памяти
Содержание деятельности
|
Приемы работы
|
- Создание ситуаций вокруг интересных предметов и игрушек для установления контакта и возникновения желания говорить.
- Использование музыкальных инструментов и звучащих предметов для ознакомления детей с неречевыми звуками.
- Использование уже знакомых музыкальных инструментов для различения и запоминания неречевых звуков, от слухового восприятия к слуховой памяти.
- Ознакомление детей на речевом материале с тембром, силой, высотой, интонацией голоса.
- Использование звукоподражания.
- Работа над ритмами, ритмическим рисунком слов типа: "лиса", "коса", "роза", "рыба":
- отхлопывание;
- оттопывание;
- то же самое заданной рукой, ногой, пальцем;
- кивание;
- прыжки;
- отстукивание мячом и т.д.
- Соотнесение звучания слова с его изображением.
- Осмысливание значений слов.
- Выбор картинки по данному ритмическому рисунку.
- Запоминание расположения игрушек и картинок.
- Выполнение простейших словесных инструкций
|
- Игра "Посмотри на новую куклу, поиграй с ней".
- Игра "Постучи по барабану, поиграй на дудочке, на гармошке".
- Игра "Угадай, на чем я играла".
- Игра "Постучи громко/тихо".
- Игра "Как мяукают котенок и мама-кошка?".
- Игра "Произнеси первую часть слова тихо, вторую - громко" (или наоборот).
- Игра "Найди картинку, на которой нарисован мяч".
- Игра "Что нарисовано на картинке?".
- Игра "Найди, где стоит матрешка".
- Игра "Принеси мяч"
|
Содержание деятельности
|
Приемы работы
|
-
Имитация движений животных, птиц.
-
Развитие равновесия.
-
Отработка различных видов прыжков, способов ходьбы.
-
Простейшие игры с мячом (катание и бросание, прокатывание между чем-либо, сбивание и т.д.)
|
-
Игра "Походи, как медведь, как солдат и т.д."
-
Игра "Постой, как цапля".
-
Игра "Попрыгай вокруг себя, как зайка".
-
Игра "Забей мяч в ворота"
|
Содержание деятельности
|
Приемы работы
|
-
Движение в заданном направлении (воспитатель ведет ребенка).
-
Простейшая ориентация на себе.
-
Самостоятельное движение в выбранном или заданном направлении
|
-
Игра "Пойди прямо - налево" и т.д.
-
Игра "Покажи глаза, уши, колено..."
-
Игра "Пойдем налево - найдем куклу, пойдем направо - найдем машинку".
-
Игра "Куда пойдем, что найдем?"
|
|
Содержание деятельности
|
Приемы работы
|
-
Выполнение простейших действий с предметами различного размера.
-
Организация выставки знакомых игрушек. Повторение за логопедом фраз: "Вот моя кукла", "Вот мой зайка" и т.д.
|
-
Игра "Принеси большой мяч, покажи маленький мяч". "Дай кукле кубик. Дай зайке большой кубик".
-
Игра "Возьми любимую игрушку. Какая она? Поиграй с ней"
|
Содержание деятельности
|
Приемы работы
|
-
Дифференциация притяжательных местоимений "мой - моя" - три занятия (с провоцированием: "Мой кукла", "Моя мишка"...).
-
Введение существительных, глаголов по темам: "Животные", "Посуда", "Одежда".
-
Введение прилагательных (форма, цвет, мягкость).
-
Составление простейших описаний предметов и игрушек.
-
Сравнительное описание предметов и игрушек.
-
Описание предметов и игрушек по схеме с усложнением.
-
Работа с загадками.
-
Чтение художественных произведений (сказок, потешек и т.д.).
-
Обыгрывание художественных произведений и введение диалогов.
-
Выход в свободную форму общения (на основе личного опыта каждого ребенка).
-
Использование простейших театров для игр со сказками (главное - запомнить порядок появления персонажей, работать над винительным, родительным, дательным и творительным падежами)
|
-
Игра "Сравни лошадь и корову, белку изайчика" и т.п.
-
Игры-драматизации по разным темам.
-
Игра "День рождения".
-
Постановка пьесок "Репка", "Три мед-ведя", "Теремок"
|
- Уточнение, расширение и активизация словарного запаса
Содержание деятельности
|
Приемы работы
|
- Накопление количественного словаря через тематическое ознакомление с окружающим миром с учетом основных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т.п.) (см. планирование занятий).
- Накопление качественной стороны словаря суффиксальным и префиксальным способами образования:
- словоизменение (практическое закрепление единственного, множественного числа существительных, глаголов);
- словообразование:
- I этап - суффиксы "-ик-", "-чик-",
- II этап - подбор к родственным словам однокоренных слов ("кот - котик - котище");
- образование от одного корня разных грамматических категорий ("лес - лесок - лесничий");
- образование приставочных глаголов ("шел - ушел - перешел - обошел");
- при помощи звукоподражательных слов ("мяу-мяу - мяукать", "хрю-хрю - хрюкать", "топ-топ - топаем", "хлоп-хлоп - хлопа-ем").
- Понимание и практическое усвоение слов-антонимов
|
- Рассматривание и раскладывание картинок ("один - много").
- Игры "Что у вас?", "У кого что?"
- Игры "Магазин", "Зоопарк" (усвоение единственного и множественного числа существительных и глаголов).
- Сказки "Два брата Ик-Иги" (усвоения образования существительных, ласкательных и увеличительных форм).
- Игры "Ласковые имена", "Скажи ласково".
- Стихотворение "Маруся и бабуся".
- Игра "Два медведя" (подбери для медведя большие и малые предметы).
- Упражнения (в сравнении) по темам: "Мебель", "Посуда", "Одежда" (заполни и измени слова по образцу: "шапка - шапочка", "стол - столик").
- Беседа на воспитательные темы, обсуждение разных ситуаций.
- Практическое создание ситуаций.
- Обсуждение ситуаций из личного опыта детей.
- Игра "За грибами".
- Игры с мячом "Отгадай, кого я называю".
- Закрепление деления имен детей на слоги ("Ма-ша").
- Составление предложения по демонстрируемому действию животного с использованием макета ("шел - пришел - зашел - вышел - перешел").
- Повтор действий, сопровождение их речью
|
- Работа над фразой и ее грамматическим оформлением
Содержание деятельности
|
Приемы работы
|
- Понимание и различение существительных (мужской и женский род).
- Согласование глагола с существительным в роде и числе.
- Согласование существительных с прилагательными в роде.
- Постепенный переход от простого нераспространенного предложения к распространенному (см. приложение "Структура предложения").
- Практическое усвоение формы винительного падежа без предлога.
- Практическое усвоение дательного падежа.
- Практическое усвоение формы родительного падежа.
- Практическое усвоение формы творительного падежа.
- Практическое усвоение предлогов.
- Структура сложного предложения:
- сложносочиненное с союзами "а", "и";
- сложноподчиненное с союзом "потому что...".
- Формирование у детей представления о повествовательных и вопросительных интонациях
|
- Рассматривание предметов, игрушек с постановкой вопроса: "Про какую игрушку
- можно сказать мой, моя?"
- Игры "Лото", "Выставка".
- Подбор картинок к слову, отгадывание загадок.
- Составление предложений по картинке и вопросу:
- найти соответствующую картинку
- (действие) и составить предложение ("Кто плавает? - Рыба плавает");
- ответить на вопросы и составить рассказ о животных ("Белка прыгает. Белка грызет");
- выполнить инструкции воспитателя ("Дима, иди");
- подобрать соответствующую картинку;
- составить предложение с опорой на словои картинки;
- рассмотреть картинки и к каждой
- придумать предложение, заменяя существительное обобщающим словом;
- закончить предложение без картинок по опорным картинкам, восстановить по ним весь текст;
- наблюдения ("Дождь идет. Дождь моросит");
- подобрать синонимы с учетом контекста (признаки действий).
- Словесные упражнения ("У Димы синяя
- машина. Дима играет синей машиной").
- Подбор синонимов с учетом контекста
- ("веселый ребенок,веселый клоун, веселый праздник").
- Нахождение картинок, отвечающих на
- вопросы: "какой?" ("Мой мяч красный"), "какая?" ("Моя шапка желтая").
- Подобрать предметы по размеру, форме, цвету, вкусу и т.д.
- Постановка вопросов к данному предмету.
- Рассматривание картинок с постановкой вопросов и ответами: "Что делает Маша? - Рисует"; "Что она рисует? - Грибы"); "Чем она рисует? - Карандашом") и т.д.
- Игра "Снежный ком" (наращи-вание слов в предложении).
- Дополнение предложения с по-мощью вопроса.
- Игры "Экскурсия", "Магазин".
- Игра "Кто кого обогнал?" ("Миша обогнал Диму").
- Подарки Деда Мороза (ответить одним словом, кому Дед Мороз приготовил подарки).
- Игра "Сделай подарок" (предложить детям подумать над тем, что бы они хотели подарить своим друзьям, родным, близким).
- Игра "Айболит" (зайчику Айболит вылечил лапку).
- Упражнение "Прослушать нача-ло
- предложения и закончить его".
- Инсценирование стихотворения.
- Запомнить ряд картинок ("Чего не стало?").
- Игра "Желание" ("Я выпью стакан сока").
- Игра "Угадай по листику дерево".
- Рассматривание картинок ("Чьи это хвосты?").
- Игра "День рождения" ("Чем вы угостите гостей?")
- Составить предложение по двум опорным картинкам.
- Объяснение Незнайке его ошибок ("Картинки рисуют щеткой, ткань режут спицами" и др.)
- Использование демонстрационного и
- наглядного материала (картинки, макеты, схемы, карточки).
- Различные виды игр: сюжетно-ролевые "Больница", "Магазин", "Экскурсия".
- Игры "Куда спрятался?" (предлоги "за", "под", "в"), "День рождения" (предлог "с").
- Игра "Наоборот" и т.д.
- Подвижные игры с проговариванием.
- Игры с природным материалом.
- Словесные игры.
- Настольно-печатные игры.
- Лото.
- Заучивание специально подобранных стихов, потешек.
- Упражнения с провоцированием, с пропущенным предлогом.
- Использование инструкций "Положи книгу на стол, а мячик в стол".
- Объединение двух простых предложений в
- одно с использованием необходимых союзов.
- Упражнение "Закончи предложение".
- Упражнение "Ответь на вопросы".
- Упражнение "Закончи фразы".
- Игра "Почемучка".
- Рассказ Калининой "Малыш".
- Ведение диалогов.
- Развитие умения задавать вопросы
- сверстникам и взрослым по картинкам.
- Использование игр-драматизаций, различных видов театра, сценических постановок
|
- Выход в самостоятельную речь
Содержание деятельности
|
Приемы работы
|
- Формирование связного высказывания с учетом согласования всех частей речи в роде, числе и падежей
|
- Составление описательных рассказов с использованием схем, картинных планов, моделей.
- Составление описательных рассказов об игрушках, овощах, посуде и т.д.
- Развитие умения пересказывать небольшие тексты с опорой на графические зарисовки, вопросы, картинки
|
- Совершенствование работы над словом
Содержание деятельности
|
Приемы работы
|
- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, в том числе за счет развития умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.
- Усвоение понятий "слово, обозначающее предмет", "слово, обозначающее дейст-вие", "слово, обозначающее признак предмета"
|
- Образование различных форм слов (практическое закрепление единственного и множественного числа существительных, прилагательных, глаголов).
- Образование однокоренных слов, приставок и суффиксов ("грибы - грибник - грибной", "писал - написал - выписал - переписал" и т.д.).
- Упражнение на задавание вопросов "что это?", "кто это?", "что делает?".
- Графическое изображение:
- слов, обозначающих предметы, - одной линией;
- слов, обозначающих действие, - двумя параллельными линиями;
- слов, обозначающих признак предмета, - волнистой линией
|
- Уточнение значений используемых синтаксических конструкций. Формирование связной речи
Содержание деятельности
|
Приемы работы
|
- Соединение слов в простое нераспространенное предложение.
- Формирование представлений о структуре, грамматическом и интонационном оформлении предложения
|
- Составление простого нераспространенного предложения.
- Графические диктанты, зарисовки.
- Создание ситуаций с задаванием вопросов.
- Игровые упражнения и практические
- действия для введения в речь предлогов
|
Совместная деятельность педагогов
- Педагоги осуществляют коррекцию моторного развития не только в специальном обучении, но и во всех видах детской деятельности, где так или иначе ребенок проявляет двигательную активность (в игре, изобразительной деятельности, труде, танцах).
- Контролируют и регулируют соотношение статических и динамических видов деятельности в режиме дня (включают физкультминутки, паузы отдыха, релаксации).
- При отборе содержания предлагаемых заданий учитывают необходимость достижения тонизирующего и тренирующего эффекта в ходе выполнения двигательных упражнений (нагрузка должна не только соответствовать возможностям детей, но и несколько превышать их).
- В процессе коррекции недостатков моторного развития и развития разных видов детской деятельности, требующих активных движений (музыкально-ритмические занятия, хозяйственно-бытовые поручения), контролируют и регулируют уровень психофизической нагрузки (снижая интенсивность движений, частоту повторений, требования к качеству и т.д.).
- Педагоги осуществляют дифференцированный подход к отбору содержания и средств двигательного развития с учетом возрастных физических и индивидуальных возможностей детей.
- Способствуют развитию у детей произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.
- При совершенствовании и преодолении недостатков двигательного развития используют разные сигналы (речевые и неречевые звуки; наглядность в соответствии с возможностями зрительного восприятия).
- Развивают умение подчинять движения темпу и ритму речевых и неречевых сигналов; сочетать выполнение движений с музыкальным сопровождением, речевым материалом.
- Проводят специальную работу по обогащению или нормализации двигательной активности детей (привлекают к активным упражнениям и играм пассивных, вялых детей и к более спокойным видам деятельности расторможенных дошкольников).
- Осторожно подходят к отбору содержания упражнений, игр для детей, имеющих низкие функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушения зрения,особенности нервно-психической деятельности (повышенная утомляемость, подвижность и т.д.).
- Проводят специальную работу по нормализации деятельности костно-мышечной системы.
- Осуществляют коррекцию недостатков осанки (укрепляя мышцы спины, верхнего плечевого пояса, живота), положения стоп (в разных видах ходьбы испециальных упражнениях).
- Проводят специальную работу по нормализации мышечного тонуса (упражнения в воспроизведении сильных и слабых мышечных ощущений, приемы релаксации).
- Преимущественно совершенствуют общую моторику, используя подвижные игры, общеразвивающие и корригирующие упражнения для разных мышечных групп (мышц шеи и плечевого пояса, груди, спины, рук, ног, дыхательной мускулатуры и т.д.).
- Акцентируют внимание на развитии мелкой моторики в процессе проведения целенаправленных упражнений по воссозданию определенных положений кистей и пальцев («собачка», «зайчик»...), действий с конструктивным материалом (строителем, мозаикой), маленькими игрушками и их деталями (куклы-пупсы, машины...); привлекают к участию в теневом, пальчиковом кукольных театрах, игре на музыкальных инструментах, к несложным трудовым операциям, требующим точных движений пальцев (застегиванию, зашнуровыванию и т.д.).
- Развивают мимическую и артикуляционную моторику: стимулируют воссоздание эмоциональных состояний средствами мимики; проводят специальные упражнения в придании органам артикуляции определенных положений — «чашечка», «лопаточка»; используют пение, мелодекламацию в качестве приемов, способствующих развитию артикуляторных движений.
- Совершенствуют основные движения путем введения новых, сложно координированных видов, выполнения их в разных условиях, используя сочетания нескольких движений.
- Совершенствуют качественную сторону движений в процессе развития ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости (в играх и упражнениях с изменением скорости выполнения, с предметами, преодолением сопротивления и т.д.).
- В ходе выполнения двигательных заданий, подвижных игр детей знакомят и расширяют их представления о пространственном расположении частей тела, предметов окружающей обстановки/протяженности (направление движения, расположение частей телаотносительно друг друга, ребенка относительно предметов в группе); совершенствуют представления о времени (быстро/медленно, долго, быстрее).
- Проводят работу по активизации речевой деятельности.
- Используют разнообразные словесные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря.
- Стимулируют и поощряют развитие планирующей и регулирующей функций речи при обсуждении плана, хода, результата подвижных игр и упражнений.
- В процессе выполнения двигательных заданий учатдетей координировать свои действия с действиями сверстников, учитывать их интересы.
- Используют разные формы организации работы:физкультурные занятия, физкультминутки на занятиях и между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры в свободные от занятий часы, музыкально-ритмические занятия, спортивные праздники, элементы самомассажа; привлекают родителей к коррекции недостатков двигательного развити
- Педагоги проводят наблюдение за двигательным развитием ребенка во все режимные и внережимные периоды; при необходимости использует специальные исследования (задания, тесты).
- Педагоги определяют степень общей подвижности ребенка (предпочтение активных илипассивных видов деятельности).
- Определяют успешность ребенка в обучении по физическому воспитанию, в музыкально-ритмической деятельности.
- Наблюдают за изменениями внешнего вида и состояния ребенка при двигательной и физической нагрузке (незначительное покраснение или побледнение кожных покровов и потоотделение верхней части туловища, лица, некоторое повышение частоты дыхания без периодических вдохов, небольшое изменение точности и быстроты движений).
- Фиксируют время наступления утомления в соответствии с возрастными показателями.
- Отмечают отсутствие или наличие жалоб ребенка, их частоту, характер (покалывание в боку, боли в ногах и т.д.) и обоснованность (в покое, после незначительной или большой физической нагрузки).
- Определяют состояние костно-мышечной системы. Отсутствие сутулости и искривлений позвоночника, симметричность расположения плеч, лопаток.
- Правильность постановки стоп при движении, отсутствие заваливаний на их внутреннюю или внешнюю поверхность.
- Отмечают, может ли ребенок удерживать руки выпрямленными над головой, вытянутыми в стороны, вперед, поймать легкий и утяжеленный мяч; постоять на одной ноге, пальцах ног, отвести выпрямленную ногу в сторону, поднять вверх.
- Отмечают, может ли ребенок поднять предмет с пола, не сгибая колен.
- Отмечают соответствие уровня развития основных движений возрастным показателям (овладение ходьбой, бегом, прыжками в разных условиях организации, со сменой направления, изменением скорости).
- Определяют состояние двигательных качеств.
- Наблюдают за возможностью быстро передвигаться, преодолевать простые препятствия, не задев их.
- Фиксируют интерес и успешность в подвижных играхтипа «салки», прыгалки, «классики», «вышибалы».
- Фиксируют уровень развития мелкой моторики
- Определяют успешность ребенка в игровой, изобразительной и конструктивной, хозяйственно- бытовой деятельности.
- Фиксируют возможность воспроизведения ребенком по образцу, показу определенных положений и движений кистями, пальцами рук.
- Определяют уровень развития мимической и артикуляционной моторики.
- Отмечают выразительность мимических реакций.
- Отмечают четкость, переключаемость артикуляциионных движений при произнесении различного речевого материала (звуков, слогов, слов).
- Фиксируют возможность воспроизведения ребенком по образцу определенных положений и движений в мимической и артикуляционной моторике.
- Отмечают возможность ребенка подчинить свои движения определенному ритму, изменить их по сигналу(музыкальному, речевому).
- Определяют возможность выполнения и изменения двигательных заданий по словесной инструкции
Самостоятельная деятельность детей
- Проявляют активность и творчество в двигательной деятельности.
- Развивают навыки лазанья, ползания, игры с мячами, шарами.
- Совершенствуют пространственную ориентировку.
- Организовывают различные подвижные игры.
- Самостоятельноиспользуют инвентарь и атрибуты для подвижных игр на прогулках.
- Закрепляют умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног.
- Развивают психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
- Выполняют знакомые, разученные упражнения и циклические движения под музыку.
- Выполняют имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Совместная деятельность с семьёй
- Посещение семьи педагогами поступающих детей в ДОУ(знакомство с семьёй, составление анкет, просмотр фотографий)
- Проведение групповых и общих родительских собраний
- Проведение дней семейных рекордов (празднование дня семьи).
- День открытых дверей.
- Конкурсы поделок.
- Осенняя ярмарка-аукцион (осенний праздник с продажей поделок, выполненных руками детей, родителей, воспитателей.
Совместная деятельность педагогов
- Педагоги создают условия для развития речевой дея-тельности и речевого общения детей.
- Организовывают и поддерживают речевое общение детей на занятиях и вне занятий, побуждают внимательно выслушивать других детей, фиксируют внимание ребенка на содержании высказываний детей.
- Создают ситуации общения для обеспечения мотивации речи. Воспитывают у ребенка отношение к сверстнику как объекту взаимодействия. Следят за пониманием детьми вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности.
- Стимулируют обращение к взрослому и сверстнику с сообщениями, вопросами, побуждениями (то есть использование различных типов коммуникативных высказываний). Учат детей отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать, разрешать конфликтные ситуации с помощью речи.
- Развивают понимание речи на основе выполнения зрительно-двигательной инструкции (с помощью куклы-помощника).
- Создают условия для уточнения понимания речи в зависимости от ситуации и контекста. Развивают вариативность лексики, способствуют формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и др., дают возможность оперировать речемыслительными категориями. Особое внимание уделяют формированию понимания и использования в активной речи малых фольклорных форм (метафор, сравнений, эпитетов, пословиц, образных выражений, поговорок, загадок и др.).
- Педагоги создают педагогические условия развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой активности детей как на занятиях, так и вне занятий. Формируют навыки самоконтроля и критического отношения к речи.
- Соблюдают голосовой режим: разговаривают и проводят занятия голосом разговорной громкости, не допускают форсирования голоса, крика. Следят за голосовым режимом детей.
- Уточняют звуковое оформление слов. Побуждают детей прислушиваться к правильному произнесению и самостоятельно произносить звуки, слоги, слова и т.д.
- Упражняют в координации движений артикуляционного аппарата и мелкой моторики, артикуляционного аппарата и общей моторики.
- Расширяют активный словарный состав новыми словами с правильно произносимыми звуками, уточняя их толкование и смысловое значение. Организуют игры на развитие звуковой стороны слов, побуждают понимать значения слов, одинаковых по звучанию, но различных по значению (коса, лук и т.д.); отличающихся одним звуком (мишка-миска, точка-дочка-почка и т.д.).
- Привлекают внимание детей к длине слова, последовательности и месте звуков в слове.
- Педагоги проводят работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля.
- Организуют игры и упражнения по развитию слухового внимания, направленные на точное восприятие вопросов, понимание словесных инструкций («Небылицы», «Бывает — не бывает», «Будь внимателен»).
- Организуют игры на развитие словесной памяти, соотнесение слухового и зрительного образов слов и фраз, уточняют понимание смысловой стороны воспринимаемых высказываний.
- Сотрудники создают условия для развития речевого слуха детей.
- В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов-названий, свойств, действий фиксируют внимание на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении (послушай, повтори, скажи, назови).
- Привлекают внимание детей к восприятию интонационной стороны речи, побуждают соотносить интонацию с характером, настроением людей.
- Проводятся игры с музыкальными инструментами,направленные на узнавание, соотнесение и развитие голоса, интонации, речевого и слухового внимания.
- В процессе чтения и рассказывания направляют внимание детей на полноценное слушание, фиксируют последовательность событий.
- Педагоги проводят специальные упражнения по формированию восприятия фонематической стороны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов. На музыкальных занятиях даются упражнения, развивающие звукоразличение, фонетические представления, фонематическое восприятие.
- Педагог внимательно следит за формированием ритмических структур, включая речевой ритм, у ребенка. Дает задания на различение, изменение и воспроизведение ритма в различных видах деятельности, на различных занятиях (развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальные занятия и т.д.).
- Проводят специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.
- Планируют специальные занятия по постановке и выделению словесно-логического и смыслового ударения, выделению ударного слога в слове, выделению значимых отрезков текста.
- Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок, стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
- Подбираются и совмещаются специальные музыкальные такты и речевые отрывки.
- Педагоги стимулируют обращение ребенка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями (то есть использование различных типов коммуникативных высказываний).
- Воспитатели стимулируют развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения, которое обеспечивается речевыми средствами (высказываниями, вопросами, ответами, репликами).
- Создаются все условия для формирования диалогической речи как части совместной деятельности ребенка и взрослого. Важно стимулировать собственные высказывания детей — вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.
- Необходимо учитывать содержательное единство вопроса-ответа (Какой? Какая? Какое? Что? Где? Когда? Куда? Откуда? Сколько? Кому?, особенно Почему? Зачем? и т.д.), единство формы и значения, звукового оформления, мелодико-интонационных компонентов, лексического содержания и семантического значения. Взрослые помогают перейти на качественно новую ступень ведения диалога — от соучастия к сотрудничеству.
- Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.
- Следят за пониманием детьми содержания художественных произведений (прозаических, стихотворных), поведения и отношений персонажей.
- Учат детей передавать содержание по ролям, создавая выразительный образ. Проводится специальная работа по пониманию и осознанию детьми мотивов поведения персонажей.
- Обучение детей рассказыванию связывают с ролевойигрой, театрализованной деятельностью, рисованием.
- Педагоги развивают возможности связного высказывания детей.
- Учат детей строить сообщения из личного опыта, по выполнению задания объяснять, в какой последовательности были произведены действия.
- Проводят работы по формированию навыков предварительного планирования деятельности: предварительного замысла, умения его сформулировать, намечать этапы выполнения, умения реализовывать.
- Следят за выполнением сформулированного до начала игры ролевого правила.
- Опираются в работе над планом на сказки с последо-вательно развертывающимся сюжетом (Репка, Колобок и др.), на составление рассказов по сериям картинок и т.д.
- Обучение детей выделению главного (важного) и вто-ростепенного в тексте.
- Педагоги обеспечивают формирование первоначальных навыков овладения письменной речью. Вводят в занятия предметы-заменители, слова-заменители, символы-заменители. Широко используют речевые игры, шарады и т.д.
- Педагоги наблюдают за формированием звуковойстороны речи. Педагоги проводят первую дифференциацию легких и сложных случаев, оказывают адекватную помощь. Выявляют детей с носовым, межзубным, межгубным произнесением, с боковыми вариантами. В этих случаях по возможности проводят подготовительную работу и обязательно направляют к логопеду.
- Педагоги наблюдают за детьми с недостатками слухового внимания, слухового контроля, речевого внимания, речевого контроля. Недостатки могут отражаться на звукопроизношении, на понимании смысла слов, на понимании грамматических и смысловых от- ношений. Дают дополнительные индивидуальные задания, подбирают специальные игры и обязательные рекомендации родителям. Выявляют воспитанников с проблемами слуха. Направляют к специалисту-сурдопедагогу. Координируют деятельность родителей.
- Педагоги проверяют, может ли ребенок подражать различным звукам (естественной природы, транспорту, промышленным, языковым, музыкальным и пр.), голосам, может ли изменить высоту и силу голоса. Внимание педагога направлено не только на правильность имитации (самолет, медведь, девочка и т.д.), но и на адекватность выбора и соединения звуковых и голосовых реакций с интонацией, жестами, мимикой, пантомимикой — эмоционально-выразительными средствами.
- Педагоги выявляют детей с недостатками формирования фонематических представлений. Фонематическая несформированность может явиться причиной недостатков звукового развития, понимания лексического значения, грамматического оформления. Воспитатели проводят индивидуальную и групповую работу (упражнения, игры, загадки, ребусы и т.д.), подбирая отдельные слова, слова в тексте и т.д., отличающиеся по смыслу, но близкие по звуковому оформлению. В случаях стойкого фонематического недоразвития обязательны коррекционные занятия с логопедом.
- Педагоги выявляют детей с трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур. Ритм проверяется на всех типах занятий. Воспитатели проводят занятия (музыкальные, физическое воспитание, изобразительная деятельность, развитие речи и т.д.) с включением специальных заданий по формированию ритма.
- Внимательно следят за правильностью темпа речи у детей, выявляют и направляют к логопеду детей с резко замедленным, резко убыстренным темпом речи, детей с запинками. Соблюдают речевой режим, проводят специальные речевые упражнения, игры по развитию речевого дыхания и пр. в содружестве с логопедом. Дают рекомендации родителям по соблюдению речевого режима.
- Педагоги замечают детей с трудностями подбора ка-тегориальных названий, обобщений; точности обозначения предмета, действия, признака; подбора синонимов, антонимов, паронимов, ассоциативных связей и т.д.
- Обращают внимание на возможности выполнения лексико-грамматических упражнений словообразования и формообразования. Стойкиеотклонения — признак речевого недоразвития —определяют необходимость консультации и коррекционных занятий с логопедом.
- Выявляют детей с трудностями понимания и употребления малых фольклорных форм, образных выражений, метафор, сравнений и т.д. (прозрачный ключ, железный ключ, скрипичный ключ и т.д.). Необходимо предлагать дополнительные задания, игры как на занятиях, так и вне занятий. Необходимо обратиться к логопеду.
- Выявляют трудности у детей словесного и знакового замещения (звука, слова, понятия и т.д.). Необходима консультация логопеда.
- Педагоги выявляют детей с трудностями ведения диалога. Внимательно наблюдают за возможностями детей гибкого чередования позиций — активной — пассивной. Предлагаются разнообразные модели. Необходимы консультации и коррекционные занятия с логопедом и психологом.
- Выявляют детей с несформированностью связноговысказывания (пересказ, рассказ по представлениям, по увиденному, по услышанному и т.д.). Важно определить, что наиболее пострадало — развертывание, высказывание, планирование, прогнозирование, — и предложить игровые задания, требующие развернуть, продолжить, закончить фразу, текст, воссоздать недостающее содержание, возможно с дополнительной задачей. Необходимо направить к логопеду.
Самостоятельная деятельность детей
- Развивают элементарные формы устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий..
- Овладевают правильным произношением и различением звуков.
- Овладевают речью в ходе специальных игровых ситуаций, игр, игровых упражнений, направленных непосредственно на формирование разных сторон речи.
- Овладевают речевой деятельностью в процессе выполнения доступной практической деятельностью (посильный труд, игра, изобразительная деятельность, аппликация, конструирование
- Используют правильные речевые образцы в повседневной жизни, в практической деятельности.
- Закрепляют умения строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
- Упражняются в составлении описательно-повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.
- Упражняются в пересказах простых повествовательных рассказов с опорами и без них.
Совместная деятельность с семьёй
- Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата, предупреждающего невротизацию ребёнка
- Формирование у ребёнка способов межличностного взаимодействия со взрослыми, сверстниками
- Обогащение социального опыта ребёнка
- Повышение педагогической культуры родителей
- Создание условий для осознания ребёнком своей индивидуальности, самоценности
- Внесение в сознание детей идеи уважительного, ненасильственного отношения к другому человеку
- Выпуск газет, памяток, буклетов, презентаций
- Проведение консультаций, бесед, тренингов
- Оформление стендов, папок-передвижек
Совместная деятельность педагогов
- Сотрудники используют театрализованную деятельность (игры-драматизации, выразительное чтение на занятиях, исполнение ролей в спектаклях) для развития у детей психической сферы и движений.
- Развивают зрительное и слуховое восприятие театрализованного пространства, свободное передвижение и ориентацию в нем, формируют новые представления об объектах театрализованной деятельности.
- Средствами театрализованной деятельности (на зрительно-слуховой и двигательно-тактильной основе) развивают у детей восприятие вербальных и невербальных средств общения (мимики, пантомимики, жестов и соответствующей им интонации голоса), особенно у детей с недостатками зрительного и слухового восприятия, ограничением движений.
- Обучают детей зрительно воспринимать, различать, понимать и переживать, передавать состояние персонажем, способствуя эмоциональному воспитанию и формированию палитры чувств.
- Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний.
- Формируют возможность полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны, движений, голоса (силы, высоты, тембра), интонации, дикции, передачи одними и теми же лексическими средствами различных значений, способствуя развитию общения детей.
- Обеспечивают развитие познавательной и регулирующей функции речи, нормализуют темпо-ритмичес-кую сторону речи, способствуют формированию развернутого связного высказывания.
- Обучают детей использованию в своей речи слов и выражений, необходимых для характеристики театральных жанров, действий, атрибутов, костюмов; контролируют понимание ими лексики и поощряют ее использование.
- Создают условия для ознакомления с атрибутами и костюмами персонажей театрализованной деятельности (с опорой на зрительно-тактильное восприятие через непосредственное обследование).
- Организуют демонстрацию различных световых, звуковых и шумовых эффектов.
Самостоятельная деятельность детей
- Совершенствуют всестороннее развитие артистических способностей средствами театрализованного искусства;
- Развивают творческую самостоятельность: игровую, песенную, танцевальную импровизацию, а так же импровизируют на детских инструментах;
- Углубляют знания о предметах, куклах, декорациях;
- Расширяют, активизируют словарь детей; воспитывают культуру речевого общения;
- Развивают такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, память и др.;
- Закрепляют навыки импровизации знакомых сказок, придумывают новые сюжеты; ищут выразительные средства для создания образа, используют позу, мимику, жест, речевую интонацию;
- Воспитывается у детей отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
- Формируют чувства сотрудничества и взаимопомощи;
- Развивают творческую самостоятельность, передают настроение, характер музыки, пластикой своего тела, создают яркий образ героя, развивают творческую активность.
Совместная деятельность с семьёй
- Совместное изготовление атрибутов к постановке спектаклей.
- Вечер творческих мастеров (конкурс на лучшее оформление группы к праздникам)
- Совместное разучивание текстов, стихов
- Совместный показ спектаклей.
|