Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Структурное подразделение «детский сад "Дружная семейка"» п. Луначарский государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы п. Луначарский имени Героя Российской Федерации Олега Николаевича Долгова муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
   Руководство
   Режим работы
   Контактная информация
   Правила приема
   Особенности образовательного процесса
   Публичный отчет
   Общественный совет
Документы
Наша жизнь
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Kоррекционня работa


Цель: раннее и своевременное выявление речевых нарушений у детей от 1 года до 7 лет. Устранение, компенсация имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием, предупреждение возникновения нарушений письма и чтения. 

Задачи:
  • Диагностическая– динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и  недостатков в ее развитии и правильная классификация.
  • Профилактическая– педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.
  • Коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи.

Перечень программ и технологий

Алгоритм логопедической деятельности

Планирование деятельности с детьми, имеющими ОНР

ОНР I уровня

ОНР II уровня

ОНР III уровня

Обучение

Физическое развитие и здоровье

Речевое развитие

Развитие ребёнка в театрализованной деятельности

Перечень программ и технологий

1. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. – М.: Айрис-пресс, 2008.
2. «Программа обучения и воспитания с фонетико-фонематическим недоразвитием», Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.. - М.: МГОПИ, 1998.
3. «Программа воспитания и обучения в детском саду», Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С... – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
4. «Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Мазанова Е.В..
5. «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада», Нищева Н.В.. – СБб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
6. В число основных документов, регламентирующих современные задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в МДОУ (группах) для детей с нарушениями речи, входят:
  • Конституция РФ,
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,
  • Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
  • Типовое положение дошкольном образовательном учреждении»;
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
  • Типовое положение о образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста,
  • Письмо министерства образования России N 03-51-5ин/23-03 от 15.01.2002 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»,
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»,
  • Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. N 666 г.Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Опубликовано 24 сентября 2008г.
 

Алгоритм логопедической деятельности в МДОУ (группах) для детей с нарушениями речи 

Этапы
Основное содержание
Результат
1. Организационный
  • Стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
  • Формирование инновационной готовности педагогов МДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
  • Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребёнку с нарушениями речи в МДОУ и семье.
  • Конструирование программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и /или уровень речевого развития.
  • Конструирование программ взаимодействия специалистов МДОУ и родителей ребёнка с нарушениями речи.
2.Основной
  • Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.
  • Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.
  • Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников корреционно-образовательного процесса.
  • Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии
3.Заключительный
  • Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой деятельности ребёнком (группой детей).
  • Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников МДОУ (групп) для детей с нарушениями речи.
  • Решение о прекращении логопедической деятельности с детьми, изменении её характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической деятельности.

Планирование деятельности с детьми, имеющими ОНР

ОНР I уровня

  • Работа над экспрессивной речью: развитие слухового и зрительного восприятия и памяти

Содержание деятельности
Приемы работы
  • Создание ситуаций вокруг интересных предметов и игрушек для установления контакта и возникновения желания говорить.
  • Использование музыкальных инструментов и звучащих предметов для ознакомления детей с неречевыми звуками.
  • Использование уже знакомых музыкальных инструментов для различения и запоминания неречевых звуков, от слухового восприятия к слуховой памяти.
  • Ознакомление детей на речевом материале с тембром, силой, высотой, интонацией голоса.
  • Использование звукоподражания.
  • Работа над ритмами, ритмическим рисунком слов типа: "лиса", "коса", "роза", "рыба":
    • отхлопывание;
    • оттопывание;
    • то же самое заданной рукой, ногой, пальцем;
    • кивание;
    • прыжки;
    • отстукивание мячом и т.д.
  • Соотнесение звучания слова с его изображением.
  • Осмысливание значений слов.
  • Выбор картинки по данному ритмическому рисунку.
  • Запоминание расположения игрушек и картинок.
  • Выполнение простейших словесных инструкций
  • Игра "Посмотри на новую куклу, поиграй с ней".
  • Игра "Постучи по барабану, поиграй на дудочке, на гармошке".
  • Игра "Угадай, на чем я играла".
  • Игра "Постучи громко/тихо".
  • Игра "Как мяукают котенок и мама-кошка?".
  • Игра "Произнеси первую часть слова тихо, вторую - громко" (или наоборот).
  • Игра "Найди картинку, на которой нарисован мяч".
  • Игра "Что нарисовано на картинке?".
  • Игра "Найди, где стоит матрешка".
  • Игра "Принеси мяч"

 

  • Развитие моторики
Содержание деятельности
Приемы работы
  • Имитация движений животных, птиц.
  • Развитие равновесия.
  • Отработка различных видов прыжков, способов ходьбы.
  • Простейшие игры с мячом (катание и бросание, прокатывание между чем-либо, сбивание и т.д.)
  • Игра "Походи, как медведь, как солдат и т.д."
  • Игра "Постой, как цапля".
  • Игра "Попрыгай вокруг себя, как зайка".
  • Игра "Забей мяч в ворота"
 
  • Развитие ориентировки в пространстве
Содержание деятельности
Приемы работы
  • Движение в заданном направлении (воспитатель ведет ребенка).
  • Простейшая ориентация на себе.
  • Самостоятельное движение в выбранном или заданном направлении
  • Игра "Пойди прямо - налево" и т.д.
  • Игра "Покажи глаза, уши, колено..."
  • Игра "Пойдем налево - найдем куклу, пойдем направо - найдем машинку".
  • Игра "Куда пойдем, что найдем?"
 
 
  • Проведение работы над фразой (от двусоставного предложения к предложению с определением и местоимением)
Содержание деятельности
Приемы работы
  • Выполнение простейших действий с предметами различного размера.
  • Организация выставки знакомых игрушек. Повторение за логопедом фраз: "Вот моя кукла", "Вот мой зайка" и т.д.
  • Игра "Принеси большой мяч, покажи маленький мяч". "Дай кукле кубик. Дай зайке большой кубик".
  • Игра "Возьми любимую игрушку. Какая она? Поиграй с ней"
 
  • Развитие связной речи (без учета грамматических форм)

Содержание деятельности
Приемы работы
  • Дифференциация притяжательных местоимений "мой - моя" - три занятия (с провоцированием: "Мой кукла", "Моя мишка"...).
  • Введение существительных, глаголов по темам: "Животные", "Посуда", "Одежда".
  • Введение прилагательных (форма, цвет, мягкость).
  • Составление простейших описаний предметов и игрушек.
  • Сравнительное описание предметов и игрушек.
  • Описание предметов и игрушек по схеме с усложнением.
  • Работа с загадками.
  • Чтение художественных произведений (сказок, потешек и т.д.).
  • Обыгрывание художественных произведений и введение диалогов.
  • Выход в свободную форму общения (на основе личного опыта каждого ребенка).
  • Использование простейших театров для игр со сказками (главное - запомнить порядок появления персонажей, работать над винительным, родительным, дательным и творительным падежами)
  • Игра "Сравни лошадь и корову, белку изайчика" и т.п.
  • Игры-драматизации по разным темам.
  • Игра "День рождения".
  • Постановка пьесок "Репка", "Три мед-ведя", "Теремок"

 

 

ОНР II уровня

  • Уточнение, расширение и активизация словарного запаса
Содержание деятельности
Приемы работы
  • Накопление количественного словаря через тематическое ознакомление с окружающим миром с учетом основных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т.п.) (см. планирование занятий).
  • Накопление качественной стороны словаря суффиксальным и префиксальным способами образования:
    • словоизменение (практическое закрепление единственного, множественного числа существительных, глаголов);
    • словообразование:
      • I этап - суффиксы "-ик-", "-чик-",
      • II этап - подбор к родственным словам однокоренных слов ("кот - котик - котище");
    • образование от одного корня разных грамматических категорий ("лес - лесок - лесничий");
    • образование приставочных глаголов ("шел - ушел - перешел - обошел");
    • при помощи звукоподражательных слов ("мяу-мяу - мяукать", "хрю-хрю - хрюкать", "топ-топ - топаем", "хлоп-хлоп - хлопа-ем").
  • Понимание и практическое усвоение слов-антонимов
  • Рассматривание и раскладывание картинок ("один - много").
  • Игры "Что у вас?", "У кого что?"
  • Игры "Магазин", "Зоопарк" (усвоение единственного и множественного числа существительных и глаголов).
  • Сказки "Два брата Ик-Иги" (усвоения образования существительных, ласкательных и увеличительных форм).
  • Игры "Ласковые имена", "Скажи ласково".
  • Стихотворение "Маруся и бабуся".
  • Игра "Два медведя" (подбери для медведя большие и малые предметы).
  • Упражнения (в сравнении) по темам: "Мебель", "Посуда", "Одежда" (заполни и измени слова по образцу: "шапка - шапочка", "стол - столик").
  • Беседа на воспитательные темы, обсуждение разных ситуаций.
  • Практическое создание ситуаций.
  • Обсуждение ситуаций из личного опыта детей.
  • Игра "За грибами".
  • Игры с мячом "Отгадай, кого я называю".
  • Закрепление деления имен детей на слоги ("Ма-ша").
  • Составление предложения по демонстрируемому действию животного с использованием макета ("шел - пришел - зашел - вышел - перешел").
  • Повтор действий, сопровождение их речью
 
  • Работа над фразой и ее грамматическим оформлением
Содержание деятельности
Приемы работы
  • Понимание и различение существительных (мужской и женский род).
  • Согласование глагола с существительным в роде и числе.
  • Согласование существительных с прилагательными в роде.
  • Постепенный переход от простого нераспространенного предложения к распространенному (см. приложение "Структура предложения").
  • Практическое усвоение формы винительного падежа без предлога.
  • Практическое усвоение дательного падежа.
  • Практическое усвоение формы родительного падежа.
  • Практическое усвоение формы творительного падежа.
  • Практическое усвоение предлогов.
  • Структура сложного предложения:
    • сложносочиненное с союзами "а", "и";
    • сложноподчиненное с союзом "потому что...".
  • Формирование у детей представления о повествовательных и вопросительных интонациях
  • Рассматривание предметов, игрушек с постановкой вопроса: "Про какую игрушку
  • можно сказать мой, моя?"
  • Игры "Лото", "Выставка".
  • Подбор картинок к слову, отгадывание загадок.
  • Составление предложений по картинке и вопросу:
    • найти соответствующую картинку
    •  (действие) и составить предложение ("Кто плавает? - Рыба плавает");
    • ответить на вопросы и составить рассказ о животных ("Белка прыгает. Белка грызет");
    • выполнить инструкции воспитателя ("Дима, иди");
    • подобрать соответствующую картинку;
    •  составить предложение с опорой на словои картинки;
    •  рассмотреть картинки и к каждой
    • придумать предложение, заменяя существительное обобщающим словом;
    •  закончить предложение без картинок по опорным картинкам, восстановить по ним весь текст;
    •  наблюдения ("Дождь идет. Дождь моросит");
    •  подобрать синонимы с учетом контекста (признаки действий).
  • Словесные упражнения ("У Димы синяя
  • машина. Дима играет синей машиной").
  • Подбор синонимов с учетом контекста
  • ("веселый ребенок,веселый клоун, веселый праздник").
  • Нахождение картинок, отвечающих на
  • вопросы: "какой?" ("Мой мяч красный"), "какая?" ("Моя шапка желтая").
  • Подобрать предметы по размеру, форме, цвету, вкусу и т.д.
  • Постановка вопросов к данному предмету.
  • Рассматривание картинок с постановкой вопросов и ответами: "Что делает Маша? - Рисует"; "Что она рисует? - Грибы"); "Чем она рисует? - Карандашом") и т.д.
  • Игра "Снежный ком" (наращи-вание слов в предложении).
  • Дополнение предложения с по-мощью вопроса.
  • Игры "Экскурсия", "Магазин".
  • Игра "Кто кого обогнал?" ("Миша обогнал Диму").
  • Подарки Деда Мороза (ответить одним словом, кому Дед Мороз приготовил подарки).
  • Игра "Сделай подарок" (предложить детям подумать над тем, что бы они хотели подарить своим друзьям, родным, близким).
  • Игра "Айболит" (зайчику Айболит вылечил лапку).
  • Упражнение "Прослушать нача-ло
  • предложения и закончить его".
  • Инсценирование стихотворения.
  • Запомнить ряд картинок ("Чего не стало?").
  • Игра "Желание" ("Я выпью стакан сока").
  • Игра "Угадай по листику дерево".
  • Рассматривание картинок ("Чьи это хвосты?").
  • Игра "День рождения" ("Чем вы угостите гостей?")
  • Составить предложение по двум опорным картинкам.
  • Объяснение Незнайке его ошибок ("Картинки рисуют щеткой, ткань режут спицами" и др.)
  • Использование демонстрационного и
  • наглядного материала (картинки, макеты, схемы, карточки).
  • Различные виды игр: сюжетно-ролевые "Больница", "Магазин", "Экскурсия".
  • Игры "Куда спрятался?" (предлоги "за", "под", "в"), "День рождения" (предлог "с").
  • Игра "Наоборот" и т.д.
  • Подвижные игры с проговариванием.
  • Игры с природным материалом.
  • Словесные игры.
  • Настольно-печатные игры.
  • Лото.
  • Заучивание специально подобранных стихов, потешек.
  • Упражнения с провоцированием, с пропущенным предлогом.
  • Использование инструкций "Положи книгу на стол, а мячик в стол".
  • Объединение двух простых предложений в
  • одно с использованием необходимых союзов.
  • Упражнение "Закончи предложение".
  • Упражнение "Ответь на вопросы".
  • Упражнение "Закончи фразы".
  • Игра "Почемучка".
  • Рассказ Калининой "Малыш".
  • Ведение диалогов.
  • Развитие умения задавать вопросы
  • сверстникам и взрослым по картинкам.
  • Использование игр-драматизаций, различных видов театра, сценических постановок
  •  Выход в самостоятельную речь
Содержание деятельности
Приемы работы
  • Формирование связного высказывания с учетом согласования всех частей речи в роде, числе и падежей
  • Составление описательных рассказов с использованием схем, картинных планов, моделей.
  • Составление описательных рассказов об игрушках, овощах, посуде и т.д.
  • Развитие умения пересказывать небольшие тексты с опорой на графические зарисовки, вопросы, картинки

ОНР III уровня

  • Совершенствование работы над словом
Содержание деятельности
Приемы работы
  • Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, в том числе за счет развития умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.
  • Усвоение понятий "слово, обозначающее предмет", "слово, обозначающее дейст-вие", "слово, обозначающее признак предмета"
  • Образование различных форм слов (практическое закрепление единственного и множественного числа существительных, прилагательных, глаголов).
  • Образование однокоренных слов, приставок и суффиксов ("грибы - грибник - грибной", "писал - написал - выписал - переписал" и т.д.).
  • Упражнение на задавание вопросов "что это?", "кто это?", "что делает?".
  • Графическое изображение:
    • слов, обозначающих предметы, - одной линией;
    • слов, обозначающих действие, - двумя параллельными линиями;
    • слов, обозначающих признак предмета, - волнистой линией
 
  • Уточнение значений используемых синтаксических конструкций. Формирование связной речи

Содержание деятельности
Приемы работы
  • Соединение слов в простое нераспространенное предложение.
  • Формирование представлений о структуре, грамматическом и интонационном оформлении предложения
  • Составление простого нераспространенного предложения.
  • Графические диктанты, зарисовки.
  • Создание ситуаций с задаванием вопросов.
  • Игровые упражнения и практические
  • действия для введения в речь предлогов

 

Организация обучения в коррекционно-развивающей деятельности

Физическое развитие и здоровье

Совместная деятельность педагогов
  1. Педагоги осуществляют коррекцию моторного развития не только в специальном обучении, но и во всех видах детской деятельности, где так или иначе ребенок проявляет двигательную активность (в игре, изобразительной деятельности, труде, танцах).
  2. Контролируют и регулируют соотношение статических и динамических видов деятельности в режиме дня (включают физкультминутки, паузы отдыха, релаксации).
  3. При отборе содержания предлагаемых заданий учитывают необходимость достижения тонизирующего и тренирующего эффекта в ходе выполнения двига­тельных упражнений (нагрузка должна не только со­ответствовать возможностям детей, но и несколько превышать их).
  4. В процессе коррекции недостатков моторного развития и развития разных видов детской деятельности, требующих активных движений (музыкально-ритми­ческие занятия, хозяйственно-бытовые поручения), контролируют и регулируют уровень психофизичес­кой нагрузки (снижая интенсивность движений, час­тоту повторений, требования к качеству и т.д.).
  5. Педагоги осуществляют дифференцированный подход к отбору содержания и средств двигательного развития с учетом возрастных физических и индиви­дуальных возможностей детей.
  6. Способствуют развитию у детей произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.
    1. При совершенствовании и преодолении недостатков двигательного развития используют разные сигналы (речевые и неречевые звуки; наглядность в соответ­ствии с возможностями зрительного восприятия).
    2. Развивают умение подчинять движения темпу и ритму речевых и неречевых сигналов; сочетать выполнение движений с музыкальным сопровождением, речевым материалом.
  7. Проводят специальную работу по обогащению или нормализации двигательной активности детей (при­влекают к активным упражнениям и играм пассив­ных, вялых детей и к более спокойным видам дея­тельности расторможенных дошкольников).
  8. Осторожно подходят к отбору содержания упражнений, игр для детей, имеющих низкие функ­циональные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушения зрения,особенности нервно-психической деятельности (по­вышенная утомляемость, подвижность и т.д.).
  9. Проводят специальную работу по нормализации дея­тельности костно-мышечной системы.
    1. Осуществляют коррекцию недостатков осанки (ук­репляя мышцы спины, верхнего плечевого пояса, живота), положения стоп (в разных видах ходьбы испециальных упражнениях).
    2. Проводят специальную работу по нормализации мы­шечного тонуса (упражнения в воспроизведении сильных и слабых мышечных ощущений, приемы релаксации).
    3. Преимущественно совершенствуют общую мотори­ку, используя подвижные игры, общеразвивающие и корригирующие упражнения для разных мышеч­ных групп (мышц шеи и плечевого пояса, груди, спи­ны, рук, ног, дыхательной мускулатуры и т.д.).
    4. Акцентируют внимание на развитии мелкой мотори­ки в процессе проведения целенаправленных упраж­нений по воссозданию определенных положений ки­стей и пальцев («собачка», «зайчик»...), действий с конструктивным материалом (строителем, мозаи­кой), маленькими игрушками и их деталями (кук­лы-пупсы, машины...); привлекают к участию в те­невом, пальчиковом кукольных театрах, игре на му­зыкальных инструментах, к несложным трудовым операциям, требующим точных движений пальцев (застегиванию, зашнуровыванию и т.д.).
    5.  Развивают мимическую и артикуляционную моторику: стимулируют воссоздание эмоциональных состояний средствами мимики; проводят специальные упражне­ния в придании органам артикуляции определенных положений — «чашечка», «лопаточка»; используют пение, мелодекламацию в качестве приемов, способ­ствующих развитию артикуляторных движений.
  10. Совершенствуют основные движения путем введе­ния новых, сложно координированных видов, вы­полнения их в разных условиях, используя сочета­ния нескольких движений.
  11. Совершенствуют качественную сторону движений в процессе развития ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости (в играх и упражнениях с изме­нением скорости выполнения, с предметами, преодо­лением сопротивления и т.д.).
  12. В ходе выполнения двигательных заданий, подвижных игр детей знакомят и расширяют их представле­ния о пространственном расположении частей тела, предметов окружающей обстановки/протяженности (направление движения, расположение частей телаотносительно друг друга, ребенка относительно предметов в группе); совершенствуют представления о времени (быстро/медленно, долго, быстрее).
  13. Проводят работу по активизации речевой деятельности.
    1. Используют разнообразные словесные приемы (инст­рукции, указания, беседы), способствующие обога­щению и активизации словаря.
    2. Стимулируют и поощряют развитие планирующей и регулирующей функций речи при обсуждении пла­на, хода, результата подвижных игр и упражнений.
  14. В процессе выполнения двигательных заданий учатдетей координировать свои действия с действиями сверстников, учитывать их интересы.
  15. Используют разные формы организации работы:физкультурные занятия, физкультминутки на заня­тиях и между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры в свободные от занятий часы, музыкально-ритмичес­кие занятия, спортивные праздники, элементы само­массажа; привлекают родителей к коррекции недо­статков двигательного развити 
    1. Педагоги проводят наблюдение за двигательным развитием ребенка во все режимные и внережимные пе­риоды; при необходимости использует специальные исследования (задания, тесты).
    2. Педагоги определяют степень общей подвижности ребенка (предпочтение активных илипассивных ви­дов деятельности).
    3. Определяют успешность ребенка в обучении по физическому воспитанию, в музыкально-ритмичес­кой деятельности.
    4. Наблюдают за изменениями внешнего вида и состоя­ния ребенка при двигательной и физической нагрузке (незначительное покраснение или побледнение кожных покровов и потоотделение верхней части ту­ловища, лица, некоторое повышение частоты дыха­ния без периодических вдохов, небольшое измене­ние точности и быстроты движений).
    5. Фиксируют время наступления утомления в соответ­ствии с возрастными показателями.
    6. Отмечают отсутствие или наличие жалоб ребенка, их частоту, характер (покалывание в боку, боли в ногах и т.д.) и обоснованность (в покое, после незначитель­ной или большой физической нагрузки).
  16.  Определяют состояние костно-мышечной системы. Отсутствие сутулости и искривлений позвоночника, симметричность расположения плеч, лопаток.
    1. Правильность постановки стоп при движении, отсут­ствие заваливаний на их внутреннюю или внешнюю поверхность.
    2. Отмечают, может ли ребенок удерживать руки вы­прямленными над головой, вытянутыми в стороны, вперед, поймать легкий и утяжеленный мяч; посто­ять на одной ноге, пальцах ног, отвести выпрямлен­ную ногу в сторону, поднять вверх.
    3. Отмечают, может ли ребенок поднять предмет с по­ла, не сгибая колен.
  17. Отмечают соответствие уровня развития основных движений возрастным показателям (овладение ходь­бой, бегом, прыжками в разных условиях организа­ции, со сменой направления, изменением скорости).
  18. Определяют состояние двигательных качеств.
    1. Наблюдают за возможностью быстро передвигаться, преодолевать простые препятствия, не задев их.
    2. Фиксируют интерес и успешность в подвижных играхтипа «салки», прыгалки, «классики», «вышибалы».
  19. Фиксируют уровень развития мелкой моторики
    1. Определяют успешность ребенка в игровой, изобра­зительной и конструктивной, хозяйственно- бытовой деятельности.
    2. Фиксируют возможность воспроизведения ребенком по образцу, показу определенных положений и дви­жений кистями, пальцами рук.
  20. Определяют уровень развития мимической и артикуляционной моторики.
    1. Отмечают выразительность мимических реакций.
    2. Отмечают четкость, переключаемость артикуляциионных движений при произнесении различного ре­чевого материала (звуков, слогов, слов).
    3. Фиксируют возможность воспроизведения ребенком по образцу определенных положений и движений в мимической и артикуляционной моторике.
  21. Отмечают возможность ребенка подчинить свои дви­жения определенному ритму, изменить их по сигна­лу(музыкальному, речевому).
  22. Определяют возможность выполнения и изменения двигательных заданий по словесной инструкции
Самостоятельная деятельность детей
  1. Проявляют активность и творчество в двигательной деятельности.
  2. Развивают навыки лазанья, ползания, игры с мячами, шарами.
  3. Совершенствуют пространственную ориентировку.
  4. Организовывают различные подвижные игры.
  5. Самостоятельноиспользуют инвентарь и атрибуты для подвижных игр на прогулках.
  6. Закрепляют умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног.
  7. Развивают психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
  8. Выполняют знакомые, разученные упражнения и циклические движения под музыку.
  9. Выполняют имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.        
 
 
Совместная деятельность с семьёй
  1. Посещение семьи педагогами поступающих детей в ДОУ(знакомство с семьёй, составление анкет, просмотр фотографий)
  2. Проведение групповых и общих родительских собраний 
  3. Проведение дней семейных рекордов (празднование дня семьи).
  4. День открытых дверей.
  5. Конкурсы поделок.
  6. Осенняя ярмарка-аукцион (осенний праздник с продажей поделок, выполненных руками детей, родителей, воспитателей.
 
 

Речевое развитие

Совместная деятельность педагогов
  1. Педагоги создают условия для развития речевой дея-тельности и речевого общения детей.
    1. Организовывают и поддерживают речевое общение детей на занятиях и вне занятий, побуждают внимательно выслушивать других детей, фикси­руют внимание ребенка на содержании высказы­ваний детей.
    2. Создают ситуации общения для обеспечения мотивации речи. Воспитывают у ребенка отношение к свер­стнику как объекту взаимодействия. Следят за пони­манием детьми вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности.
    3. Стимулируют обращение к взрослому и сверстнику с сообщениями, вопросами, побуждениями (то есть ис­пользование различных типов коммуникативных высказываний). Учат детей отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать, разрешать конфликтные си­туации с помощью речи.
    4. Развивают понимание речи на основе выполнения зрительно-двигательной инструкции (с помощью куклы-помощника).
    5. Создают условия для уточнения понимания речи в за­висимости от ситуации и контекста. Развивают вари­ативность лексики, способствуют формированию точ­ности смыслового значения слов и выражений, вклю­чая переносные, абстрактные и др., дают возможность оперировать речемыслительными категориями. Осо­бое внимание уделяют формированию понимания и использования в активной речи малых фольклорных форм (метафор, сравнений, эпитетов, пословиц, образ­ных выражений, поговорок, загадок и др.).
  2. Педагоги создают педагогические условия развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой ак­тивности детей как на занятиях, так и вне занятий. Формируют навыки самоконтроля и критического отношения к речи.
    1. Соблюдают голосовой режим: разговаривают и про­водят занятия голосом разговорной громкости, не до­пускают форсирования голоса, крика. Следят за го­лосовым режимом детей.
    2. Уточняют звуковое оформление слов. Побуждают де­тей прислушиваться к правильному произнесению и самостоятельно произносить звуки, слоги, слова и т.д.
    3. Упражняют в координации движений артикуляци­онного аппарата и мелкой моторики, артикуляцион­ного аппарата и общей моторики.
    4. Расширяют активный словарный состав новыми сло­вами с правильно произносимыми звуками, уточняя их толкование и смысловое значение. Организуют игры на развитие звуковой стороны слов, побуждают понимать значения слов, одинако­вых по звучанию, но различных по значению (коса, лук и т.д.); отличающихся одним звуком (мишка-миска, точка-дочка-почка и т.д.).
    5. Привлекают внимание детей к длине слова, последо­вательности и месте звуков в слове.
  3. Педагоги проводят работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля.
    1. Организуют игры и упражнения по развитию слухового внимания, направленные на точное восприятие во­просов, понимание словесных инструкций («Небыли­цы», «Бывает — не бывает», «Будь внимателен»).
    2.  Организуют игры на развитие словесной памяти, соотнесение слухового и зрительного образов слов и фраз, уточняют понимание смысловой стороны вос­принимаемых высказываний.
  4. Сотрудники создают условия для развития речевого слуха детей.
    1. В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов-названий, свойств, действий фиксируют внимание на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении (послу­шай, повтори, скажи, назови).
    2. Привлекают внимание детей к восприятию интонационной стороны речи, побуждают соотносить инто­нацию с характером, настроением людей.
    3. Проводятся игры с музыкальными инструментами,направленные на узнавание, соотнесение и развитие голоса, интонации, речевого и слухового внимания.
    4. В процессе чтения и рассказывания направляют внимание детей на полноценное слушание, фиксируют последовательность событий.
  5. Педагоги проводят специальные упражнения по формированию восприятия фонематической сторо­ны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количе­ство и последовательность звуков и слогов. На музы­кальных занятиях даются упражнения, развиваю­щие звукоразличение, фонетические представления, фонематическое восприятие.
  6. Педагог внимательно следит за формированием ритмических структур, включая речевой ритм, у ребен­ка. Дает задания на различение, изменение и воспро­изведение ритма в различных видах деятельности, на различных занятиях (развитие речи, изобрази­тельная деятельность, музыкальные занятия и т.д.).
    1. Проводят специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.
    2. Планируют специальные занятия по постановке и выделению словесно-логического и смыслового уда­рения, выделению ударного слога в слове, выделе­нию значимых отрезков текста.
  7. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок, стихотворных форм, пословиц, загадок, скорогово­рок, чистоговорок и т.д.
    1. Подбираются и совмещаются специальные музы­кальные такты и речевые отрывки.
  8. Педагоги стимулируют обращение ребенка к взрос­лому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуж­дениями (то есть использование различных типов коммуникативных высказываний).
    1. Воспитатели стимулируют развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познава­тельного общения, которое обеспечивается речевы­ми средствами (высказываниями, вопросами, отве­тами, репликами).
    2. Создаются все условия для формирования диалоги­ческой речи как части совместной деятельности ре­бенка и взрослого. Важно стимулировать собствен­ные высказывания детей — вопросы, ответы, репли­ки, являющиеся основой познавательного общения.
    3.  Необходимо учитывать содержательное единство во­проса-ответа (Какой? Какая? Какое? Что? Где? Ког­да? Куда? Откуда? Сколько? Кому?, особенно Поче­му? Зачем? и т.д.), единство формы и значения, зву­кового оформления, мелодико-интонационных ком­понентов, лексического содержания и семантическо­го значения. Взрослые помогают перейти на качественно новую ступень ведения диалога — от соучастия к сотрудни­честву.
  9. Педагоги работают с художественными произведени­ями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.
    1. Следят за пониманием детьми содержания художе­ственных произведений (прозаических, стихотвор­ных), поведения и отношений персонажей.
    2.  Учат детей передавать содержание по ролям, создавая выразительный образ. Проводится специальная работа по пониманию и осознанию детьми мотивов поведения персонажей.
    3.  Обучение детей рассказыванию связывают с ролевойигрой, театрализованной деятельностью, рисованием.
  10. Педагоги развивают возможности связного высказывания детей.
    1. Учат детей строить сообщения из личного опыта, по выполнению задания объяснять, в какой последова­тельности были произведены действия.
    2. Проводят работы по формированию навыков предва­рительного планирования деятельности: предвари­тельного замысла, умения его сформулировать, на­мечать этапы выполнения, умения реализовывать.
    3. Следят за выполнением сформулированного до нача­ла игры ролевого правила.
    4. Опираются в работе над планом на сказки с последо-вательно развертывающимся сюжетом (Репка, Коло­бок и др.), на составление рассказов по сериям карти­нок и т.д.
    5. Обучение детей выделению главного (важного) и вто-ростепенного в тексте.
  11. Педагоги обеспечивают формирование первоначальных навыков овладения письменной речью. Вводят в занятия предметы-заменители, слова-заменители, символы-заменители. Широко используют речевые игры, шарады и т.д.
  12. Педагоги наблюдают за формированием звуковойстороны речи. Педагоги проводят первую дифферен­циацию легких и сложных случаев, оказывают адек­ватную помощь. Выявляют детей с носовым, меж­зубным, межгубным произнесением, с боковыми ва­риантами. В этих случаях по возможности проводят подготовительную работу и обязательно направляют к логопеду.
  13. Педагоги наблюдают за детьми с недостатками слухового внимания, слухового контроля, речевого внима­ния, речевого контроля. Недостатки могут отражать­ся на звукопроизношении, на понимании смысла слов, на понимании грамматических и смысловых от- ношений. Дают дополнительные индивидуальные за­дания, подбирают специальные игры и обязательные рекомендации родителям. Выявляют воспитанников с проблемами слуха. Направляют к специалисту-сур­допедагогу. Координируют деятельность родителей.
    1. Педагоги проверяют, может ли ребенок подражать различным звукам (естественной природы, транс­порту, промышленным, языковым, музыкальным и пр.), голосам, может ли изменить высоту и силу го­лоса. Внимание педагога направлено не только на правильность имитации (самолет, медведь, девочка и т.д.), но и на адекватность выбора и соединения звуковых и голосовых реакций с интонацией, жеста­ми, мимикой, пантомимикой — эмоционально-вы­разительными средствами.
  14. Педагоги выявляют детей с недостатками формирова­ния фонематических представлений. Фонематичес­кая несформированность может явиться причиной не­достатков звукового развития, понимания лексичес­кого значения, грамматического оформления. Воспи­татели проводят индивидуальную и групповую работу (упражнения, игры, загадки, ребусы и т.д.), подбирая отдельные слова, слова в тексте и т.д., отличающиеся по смыслу, но близкие по звуковому оформлению. В случаях стойкого фонематического недоразвития обя­зательны коррекционные занятия с логопедом.
  15. Педагоги выявляют детей с трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур. Ритм проверяется на всех типах занятий. Воспитатели проводят занятия (музыкальные, физическое воспи­тание, изобразительная деятельность, развитие речи и т.д.) с включением специальных заданий по фор­мированию ритма.
    1. Внимательно следят за правильностью темпа речи у детей, выявляют и направляют к логопеду детей с резко замедленным, резко убыстренным темпом ре­чи, детей с запинками. Соблюдают речевой режим, проводят специальные речевые упражнения, игры по развитию речевого дыхания и пр. в содружестве с логопедом. Дают рекомендации родителям по соблю­дению речевого режима.
  16. Педагоги замечают детей с трудностями подбора ка-тегориальных названий, обобщений; точности обо­значения предмета, действия, признака; подбора си­нонимов, антонимов, паронимов, ассоциативных связей и т.д.
    1. Обращают внимание на возможности выполнения лексико-грамматических упражнений словообразо­вания и формообразования. Стойкиеотклонения — признак речевого недоразвития —определяют необ­ходимость консультации и коррекционных занятий с логопедом.
    2. Выявляют детей с трудностями понимания и упо­требления малых фольклорных форм, образных вы­ражений, метафор, сравнений и т.д. (прозрачный ключ, железный ключ, скрипичный ключ и т.д.). Необходимо предлагать дополнительные задания, игры как на занятиях, так и вне занятий. Необходи­мо обратиться к логопеду.
    3. Выявляют трудности у детей словесного и знакового замещения (звука, слова, понятия и т.д.). Необходи­ма консультация логопеда.
  17. Педагоги выявляют детей с трудностями ведения диалога. Внимательно наблюдают за возможностями детей гибкого чередования позиций — активной — пассивной. Предлагаются разнообразные модели. Необходимы консультации и коррекционные заня­тия с логопедом и психологом.
    1. Выявляют детей с несформированностью связноговысказывания (пересказ, рассказ по представлени­ям, по увиденному, по услышанному и т.д.). Важно определить, что наиболее пострадало — развертыва­ние, высказывание, планирование, прогнозирова­ние, — и предложить игровые задания, требующие развер­нуть, продолжить, закончить фразу, текст, воссоз­дать недостающее содержание, возможно с дополни­тельной задачей. Необходимо направить к логопеду.    
 
Самостоятельная деятельность детей
  1. Развивают элементарные формы устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий..
  2. Овладевают правильным произношением и различением звуков.
  3. Овладевают речью в ходе специальных игровых ситуаций, игр, игровых упражнений, направленных непосредственно на формирование разных сторон речи.
  4. Овладевают речевой деятельностью в процессе выполнения доступной практической деятельностью (посильный труд, игра, изобразительная деятельность, аппликация, конструирование
  5. Используют правильные речевые образцы в повседневной жизни, в практической деятельности.
  6. Закрепляют умения строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
  7. Упражняются в составлении описательно-повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.
  8. Упражняются в пересказах простых повествовательных рассказов с опорами и без них.                
 
Совместная деятельность с семьёй
  1. Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата, предупреждающего невротизацию ребёнка
  2. Формирование у ребёнка способов межличностного взаимодействия со взрослыми, сверстниками
  3. Обогащение социального опыта ребёнка
  4. Повышение педагогической культуры родителей
  5. Создание условий для осознания ребёнком своей индивидуальности, самоценности
  6. Внесение в сознание детей идеи уважительного, ненасильственного отношения к другому человеку
  7. Выпуск газет, памяток, буклетов, презентаций
  8. Проведение консультаций, бесед, тренингов
  9. Оформление стендов, папок-передвижек
 
 
Совместная деятельность педагогов
  1. Сотрудники используют театрализованную деятельность (игры-драматизации, выразительное чтение на занятиях, исполнение ролей в спектаклях) для раз­вития у детей психической сферы и движений.
    1. Развивают зрительное и слуховое восприятие театрализованного пространства, свободное передвижение и ориентацию в нем, формируют новые представле­ния об объектах театрализованной деятельности.
    2. Средствами театрализованной деятельности (на зрительно-слуховой и двигательно-тактильной основе) развивают у детей восприятие вербальных и невер­бальных средств общения (мимики, пантомимики, жестов и соответствующей им интонации голоса), особенно у детей с недостатками зрительного и слу­хового восприятия, ограничением движений.
    3. Обучают детей зрительно воспринимать, различать, понимать и переживать, передавать состояние персо­нажем, способствуя эмоциональному воспитанию и формированию палитры чувств.
  2. Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное со­стояние, так и оттенки эмоциональных состояний.
    1. Формируют возможность полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмичес­кой стороны, движений, голоса (силы, высоты, темб­ра), интонации, дикции, передачи одними и теми же лексическими средствами различных значений, спо­собствуя развитию общения детей.
    2. Обеспечивают развитие познавательной и регулиру­ющей функции речи, нормализуют темпо-ритмичес-кую сторону речи, способствуют формированию раз­вернутого связного высказывания.
    3. Обучают детей использованию в своей речи слов и выражений, необходимых для характеристики теат­ральных жанров, действий, атрибутов, костюмов; контролируют понимание ими лексики и поощряют ее использование.
  3. Создают условия для ознакомления с атрибутами и костюмами персонажей театрализованной деятель­ности (с опорой на зрительно-тактильное восприятие через непосредственное обследование).
  4. Организуют демонстрацию различных световых, звуковых и шумовых эффектов.
 
 Самостоятельная деятельность детей
  1. Совершенствуют всестороннее развитие артистических способностей средствами театрализованного искусства;
  2. Развивают творческую самостоятельность: игровую, песенную, танцевальную импровизацию, а так же импровизируют на детских инструментах;
  3. Углубляют знания о предметах, куклах, декорациях;
  4. Расширяют, активизируют словарь детей; воспитывают культуру речевого общения;
  5. Развивают такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, память и др.; 
  6. Закрепляют навыки импровизации знакомых сказок, придумывают новые сюжеты; ищут выразительные средства для создания образа, используют позу, мимику, жест, речевую интонацию;
  7. Воспитывается у детей отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
  8. Формируют чувства сотрудничества и взаимопомощи;
  9. Развивают творческую самостоятельность, передают настроение, характер музыки, пластикой своего тела, создают яркий образ героя, развивают творческую активность.
 
Совместная деятельность с семьёй
  1. Совместное изготовление атрибутов к постановке спектаклей.
  2. Вечер творческих мастеров (конкурс на лучшее оформление группы к праздникам)
  3. Совместное разучивание текстов, стихов
  4. Совместный показ спектаклей.
      



 
© 2009 Структурное подразделение «детский сад "Дружная семейка"» п. Луначарский государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы п. Луначарский имени Героя Российской Федерации Олега Николаевича Долгова муниципального района Ставропольский Самарской области